Нац. стратегия за 2015

    Министерство труда и социальной защиты

                                                                                                                                                                     Чувашской Республики

Информация БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минздравсоцразвития Чувашии о проведенной работе по выполнению Программы первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Чувашской Республике, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от  26 декабря 2012г. № 638-р,

   за январь-декабрь 2015 года

Наименование мероприятия

Информация

I. Семейная политика детствосбережения

1.3.

Организация правового просвещения и распространения информации о правах ребенка через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», организации для детей

В течение 2015года организовывалось правовое просвещение с несовершеннолетними:

1) индивидуальное консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей) – 868 чел.;

2) групповые беседы и диспуты с несовершеннолетними по правовой тематике (775 чел.):

- «Не будь равнодушен к чужой беде»;

- «Давайте жить дружно»;

- «Безопасное поведение на улице и в транспорте»;

- «Безопасность на природе»;

- «Опасные привычки»;

- «Безопасный путь в школу»;

- «Друзья светофора»;

- «Безопасность в общественном транспорте»;

- «Правила дорожного движения»;

- «Не шути с огнем»;

- «Правила поведения»;

- «Одни дома»;

- «Закон и привычки»;

- «Путешествие в страну дорожных знаков»;

- «Как могут стать опасными домашние вещи»;

- «Я хочу с огнем дружить»;

- «Наша безопасность в наших руках»;

-  «Мои права и обязанности. Государство и право»;

-  правовой марафон «Мои права и обязанности»;

- «Я – гражданин России»;

- «Давайте жить дружно с огнем»;

- «Безопасное поведение на улице и в транспорте»;

- «Кодекс выживания городского пешехода»;

- «Правила безопасного перехода улиц и дорог»;

- «Я - пешеход и пассажир»;

- «Безопасный город»;

- «Отвечать за свои поступки – это по- взрослому»;                                                                                

-  «Ты и твои права»;

- «Будь осторожен с незнакомыми людьми»;

- «Украсть – в беду попасть»;

- «Право есть и у меня»;

3) познавательные часы и занятия (479 чел.):

- «Опасность рядом! Наркотики»;

- «Безопасный путь в школу»;

- «Сказка о том, что бывает, если люди правил не знают»;

- «Если в дверь позвонил незнакомец»;

- «Путешествие в страну Светофорию»;

- «Один дома»;

- «Наркомания – смерть при жизни»;

- «Права и обязанности несовершеннолетних  в семье»;

-  «Права ребенка в современной России»;

-  «Наша безопасность в наших  руках!»;

- «Наркомания – что это за болезнь»;

- «Откажись от вредных привычек!»;

- «Наркомания- смерть при жизни»;

- «Наркотики – зло 21 века»;

- «Как вести себя с незнакомцем»; 

- «Наркомания – смерть при жизни»;

- «Права и обязанности детей»; 

- «Ты дома один»;

- «Навыки личной безопасности детей и подростков»;

- «Жизнь без норм и правил»;

- «Твои права и обязанности»;

- «Правила на каждый день»;

- «Если будешь ссориться, если будешь драться»;

- «Привычки и здоровье»;

- «Что можно, а что нельзя»;

- «Чтобы не было беды»;

- «День народного единства»;

- «Конституция РФ – основной закон государства»;

- «Главный закон страны»;

4) организована деятельность подросткового клуба «Правовая гостиная» (175 чел.):

- правовой час «Каждый вправе выбирать свою судьбу»;

- правовой час «Права ребенка в современной России»;

- беседа-диалог «Юридическая ответственность. Что это?»;

- профориентационный практикум «1000 профессий и я»;

- «Формула профессии»;

- «Профессия и здоровье»;

- «Самые необычные и интересные профессии мира»;

- «Виды и типы учебных заведений»;

- «Определение типа будущей профессии»;

- «Интересы и склонности в выборе профессии»;

- «Самые редкие профессии в России»;

- « Роль среднего образования в российском обществе»;

- «Формула профессии»;

- «Профессия и здоровье»;

- «Ошибки в выборе профессии»;

-  «Мой выбор»;

-  «Как правильно составить резюме»;

- «Подросток в правовой зоне»;

- «Подростковые группировки. Я и компания»;

- «Определение типа будущей профессии»;

- «Умение полюбить работу»;

- «Интересы и склонности в выборе профессии»;

- «Ошибки в выборе профессии»;

- «10 заповедей стажера, или как влиться в рабочий коллектив»;

- «Ответственность при выборе профессии»;

- «Все профессии нужны, все профессии важны!»;

- «Профессия и здоровье»;                                                                                  

- «Работа за рубежом: «за» или «против»;  

- «Нормативные акты о правах детей»;

- «Знакомство с Декларацией прав человека»;

- «Твои права и обязанности»;                                                                               

5) оформлены стенды «Торжественно присягаю на…», «О пожарной безопасности», «Государственные символы России» «Красный, желтый, зеленый»; «Всемирный день прав ребенка»;

6) участие в совместной с правоохранительными органами акциях «Полиция и дети», «За здоровье и безопасность детей», в рамках которых с 242 воспитанниками было проведено 29 мероприятий на темы:

- «Права подростка в Конституции РФ»;

- «О правилах проживания в Центре»;

- «Ответственность подростков-правонарущителей»;

- «Закон и подросток»;

- «Гражданином быть обязан»;

- «Опасности на улице»;

- «Хулиганство как особый вид преступления несовершеннолетних»;

- «О правилах поведения в общественных местах»;

- «Административная ответственность за потребление наркотических и психоактивных веществ»;

- «О правилах поведения несовершеннолетнего на улице»;

- «Уголовная ответственность  за потребление наркотических и психоактивных веществ»;

- «Права и обязанности несовершеннолетних»;

- «Права ребенка в современной России»;

- турнир по футболу с сотрудниками следственного отдела по Московскому району г. Чебоксары;

- «О недопустимости совершения уголовных и административных правонарушений»;

- «О способах раскрытия преступлений»;

- «О безопасности на дорогах»;

- «Умение жить в обществе»;

7) разрешение конфликтных ситуаций в «Службе примирения» - 256 конфликтных ситуаций, в том числе:

- разрешение конфликта между несовершеннолетними – 135 случаев;

- разрешение конфликта между несовершеннолетними и родителями – 51 случаев;

- разрешение конфликта между несовершеннолетними и сотрудниками – 70 случаев.

с родителями:

1) выходы в семьи, состоящие на социальном патронаже службы – 2898 выходов в 274 семьи;

2) выходы в семьи по запросам субъектов профилактики – 427;

3) рейды совместно с субъектами профилактики – 370;

4) выступления на родительских собраниях перед родителями, чьи дети посещают группы дневного пребывания центра, перед родителями, чьи дети состоят на учете в КпДНиЗП – 11 выступлений;

5) занятия в клубе «Семейная гостиная» (развитие сотрудничества и партнерских взаимоотношений родителей и детей) – 9 заседаний клуба, в которых приняли участие 102 чел.;

6) занятия в клубе «Родительская академия» (психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей до 3 лет) – 7 занятий, в которых приняли участие 40 родителей;

7) индивидуальное консультирование по социально-правовым вопросам – 3367 чел.;

8) на официальном сайте учреждения размещалась информация по социально-правовым вопросам;

9) распространение информационных памяток и буклетов по социально-правовым вопросам.

1.4.

Внедрение новых технологий и методов раннего выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств

В течение отчетного периода в учреждении внедрялись следующие технологии:

1) Технология раннего выявления семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (рациональная последовательность форм, методов и средств работы по выявлению семей с детьми, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия). В результате использования в работе данной технологии в течение 2015года было выявлено и поставлено на социальный патронаж 135 семей, находящихся в социально опасном положении.

2) Технология пошаговой работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, в которой выявлены нарушения внутрисемейных отношений:

1 шаг – взаимодействие специалиста с семьей;

2 шаг – сотрудничество специалистов с семьей;

3 шаг - изменение семьи;

4 шаг – реабилитация семьи;

5 шаг – обновление семьи;

6 шаг – включение семьи в социальное пространство.

В течение отчетного периода технология применялась в реабилитационной работе с 274 семьями, находящимися в социально опасном положении и состоящей на учете в центре.

3) Технология социальной поддержки многодетных, неполных семей, состоящих на учете в центре (раскрытие перед членами семьи их скрытых резервных возможностей, ориентирование членов семьи на самостоятельное решение имеющихся проблем конструктивным образом).

Основные направления социальной поддержки семей:

- диагностическая работа;

- просвещение и профилактика;

- консультативная работа;

- правовая защита;

- оказание социально-экономической помощи;

- профориентация и трудоустройство;

- организация досуговой деятельности и содействие в оздоровлении детей.

Всего в 2015 году 5327 семьям было оказано 569559 услуг, наиболее востребованными из которых стали:

- социальное обслуживание несовершеннолетних в условиях дневного и круглосуточного пребывания центра;

- помощь в организации весеннего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей;

- организация семейного досуга (экскурсии, посещение театров, выставок, концертов, праздники, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);

- содействие в оказании материальной помощи.

4) Технологии работы с несовершеннолетними жертвами и со-жертвами семейного насилия:

- консультирование – эффективно в случае единичного факта насилия и относительно незначительных последствий. Основная цель – уменьшение и ликвидация травматических переживаний;

- гештальт-терапия (техники: «Замена вопросов на утверждения», «Пустой стул», «Я обижаюсь, я требую, я благодарен», «Формирование уверенности» и т.д.) – работа с личностной биполярностью, которая особенно ярко проявляется у детей в ситуации посттравматического стресса;

- техники направленной визуализации образа – изменение эмоционального состояния ребенка от напряжения и тревоги к безмятежности и расслабленности;

- рисуночная терапия – установление контакта с ребенком, переживание инсайта, разрешение эмоциональных конфликтов;

- психологический тренинг – активные методы, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития для достижения желаемых эффектов;

- техника работы с эмоциями - помощь несовершеннолетнему, ставшему жертвой насилия, в открытом выражении чувств по отношению к обидчику, выходе  из эмоционального замешательства и определении своего отношения к реальным событиям.

Всего за отчетный период в реализации вышеперечисленных технологий приняли участие 154 несовершеннолетних;

5) Технология клубной работы с детьми и подростками - в течение отчетного периода на базе центра активно функционировали подростковые клубы «Правовая гостиная», «Педагогическая гостиная», «Пойми меня», «АБВГД-ка», «Поколение NEXT», «Новое поколение»; кружки «Сказка своими руками», «Серпантин», «Оригами», «Мы – таланты», Гармония», «Вдохновение», «Росток» и др.;

- организация семейного досуга, как в центре, так и в различных учреждениях культуры г. Чебоксары. В программных мероприятиях приняли участие 1493 несовершеннолетних.

6) Технология оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей до трех лет и входящим в «группу риска» отказа от ребенка–в минувшем году возобновил свою работу клуб «Колыбель надежды», что вызвало положительные отзывы мам. Работа с детьми была направлена на развитие у них процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Познавательная активность детей на занятиях формировалась в процессе предметной деятельности с различными, соответствующими тому или иному возрасту дидактическими игрушками. Параллельно проводилось консультирование мам по вопросам воспитания и развития детей до трех лет. В результате занятий у 85% детей наметился прогресс в развитии. Занятия проводились в течение отчетного периода 3 раза в неделю, участвовало 40 детей с мамами.

7) Технология медиации – в 2015 году в качестве медиаторов выступали специалисты центра. Это значительно повысило результативность работы. В течение года в ходе реализации примирительных программ были разрешены 256 конфликтных ситуаций, в том числе:

- разрешение конфликта между несовершеннолетними – 135 случаев;

- разрешение конфликта между несовершеннолетними и родителями – 51 случаев;

- разрешение конфликта между несовершеннолетними и сотрудниками – 70 случаев.

8) Технология  предупреждения девиантного поведения, направленная на повышение устойчивости личности  подростка  к влиянию  неблагоприятных факторов, вызывающих отклоняющееся поведение. В основе технологии лежит организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности, учет возрастных, половых и социальных характеристик несовершеннолетнего. Работа по данной технологии предполагает:

- массовость (приоритет групповых форм работы);

- позитивность информации;

- минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

- максимальная активность личности;

- устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

9) Технология  межведомственной  мобильной службы «Срочная детская помощь».

Работа по данной технологии осуществляется  во взаимодействии с комиссией  по делам несовершеннолетних и защите их прав,  правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства и является значимым элементом процесса повышения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствования межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними (их семьями), находящимися в социально опасном положении, оказанию им социальной, медицинской, правовой и иной помощи.

Задачи технологии:

- выявление детей (семей), находящихся в социально опасном положении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних (содействие в получении мер социальной поддержки, оказание психологической, юридической помощи и т. п.);

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- профилактика жестокого отношения с детьми;

- профилактика младенческой смертности от внешних причин;

- снижение числа правонарушений в отношении несовершеннолетних.

1.6.

Разработка и реализация системы мер по профилактике абортов, отказов от новорожденных, социально-медико-психологическому сопровождению беременных женщин и матерей с детьми до 3 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации

В рамках реализации проекта «Колыбель надежды», направленного на раннее выявление и профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства (профилактику младенческой смертности от внешних причин) в условиях социального участка, в течение отчетного периода проводились мероприятия по следующим направлениям:

- актуализация банка данных беременных женщин, матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории г. Чебоксары (на 01.01.2016 года на учете в центре состоит 59 семей, находящихся в социально опасном положении, воспитывающих детей до 3 лет, 20 семей, воспитывающих детей до года, несовершеннолетние родители – 8 семей, беременные женщины - 2);

- составление и реализация индивидуальных программ социального сопровождения  матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации, входящих в группу риска младенческой смертности от внешних причин (на 01.01.2016 года в учреждении проводится реабилитационная работа с 87 мамами, входящими в группу риска отказа от ребенка, согласно разработанным и утвержденным ИПР);

- организация психолого-педагогических занятий для мам с детьми до 3 лет, входящих в группу риска отказа от ребенка (занятия проводились в течение отчетного периода 3 раза в неделю, участвовало 40 детей с мамами).

1.9.

Оказание услуг по профессиональной ориентации детям, нуждающимся в социальной реабилитации

Основные направления работы специалистов центра по профессиональной ориентации воспитанников:

- включение несовершеннолетних в реализацию программ: «Профессиональное самоопределение подростков» (действенная апробированная технология оказания помощи подросткам в определении профессиональных планов, формировании у них активного подхода к решению собственных проблем); «Мой выбор» (профориентация подростков из малообеспеченных семей района). Всего в 2015 году прошли обучение по программам 124 подростка в возрасте 14-17лет, проходящих реабилитацию в условиях дневного и круглосуточного пребывания;

- оказание содействия в устройстве несовершеннолетних в учреждения начального профессионального и среднего специального образования в пределах Чувашской Республики – 1н/л.

1.12.

Организация и проведение: республиканской акции «Дети и семья»

В течение 2015 года в учреждении проводились следующие мероприятия:

- выпуск памяток с информацией о правах семьи и детей, механизмах их соблюдения и защиты (43 памятки, 162 родителя);

- выпуск памяток с информацией по психолого-педагогическим вопросам:

- «Ребенок и компьютер»;

- «Что делать, если ребенок тревожен»;

- «Еще не поздно»;

- «Детская агрессия»;

- «Профилактическая работа с гиперактивным ребёнком»;

- «Скорая помощь гиперактивным  детям»;

- «Рекомендации родителям гиперактивного ребёнка»;

- «Замкнутый ребенок»;

- «Без любви все ничто»;

- «Советы первокласснику»;

- «Советы родителям первоклассника»;

- «Десять заповедей для пап и мам будущего первоклассника»;

- «Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка»;

- «Как привить интерес к чтению детей»;

- «Родителям о наказании детей»;

- «Ваш ребенок начал курить?»;

- «Профилактика жестокого обращения с детьми»;

- «Памятки для родителей по воспитанию детей»;

- «Правила поведения в театре»;

- «Как улучшить  отношение детей к самим себе»;

- «10 заповедей здоровья»;

- консультации 5327 родителей по правовым, медико-социальным, психолого-педагогическим и другим вопросам;

- участие в совместных с правоохранительными органами акциях «Полиция и дети», «За здоровье и безопасность детей», в рамках которых с 242 воспитанниками было проведено 29 мероприятий;

- заседания клуба «Семейная гостиная» на темы «Творческий подход в воспитании детей»,  «Как правильно наказывать ребенка», «Влияние родительских установок на формирование личности ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка», «Роль отца в воспитании ребенка», «Психологическая готовность будущих первоклассников», «Почему мой ребенок непослушный», «Как воспитать ребенка уверенным в себе», «Наши трудные дети» (в заседаниях приняли участие 102 родителя);

- заседания клуба «Родительская академия» на темы «Преодолеваем проблемы в поведении. Вспышки раздражения», «Преодолеваем проблемы в поведении. Нытье», «Преодолеваем проблемы в поведении. Привычка кусаться» «Проблемы в поведении малышей: вспышки раздражения», «Как правильно играть с ребенком» (в заседаниях приняли участие 40 родителей).

1.13.

Развитие и модернизация инфраструктуры служб поддержки семей с детьми

В течение 2015года на базе отделения диагностики и социальной реабилитации (Ленинский район) функционировал клуб для родителей, воспитывающих детей до 3 лет, «Колыбель надежды». Всего в течение отчетного периода в работе клуба приняли участие 40 детей с родителями.

На базе отделения социальной помощи семье и детям (Московский район) действовала служба «Семейный  психолог» для граждан, проживающих в Московском  районе  г. Чебоксары. За 2015 год услугами психолога воспользовалось 293 граждан.

1.16.

Организация выявления родителей, отрицательно влияющих на несовершеннолетних детей, в том числе потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества, не занимающихся воспитанием и содержанием детей, с последующей постановкой их на учет в органы внутренних дел

Согласно статьи 5 «Органы, осуществляющие профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков» Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008г. № 53 «О профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» на сегодняшний день у учреждения отлажено взаимодействие с:

- антинаркотической комиссией при администрациях Ленинского, Московского районов г. Чебоксары: имеется утвержденный план совместной работы, согласно которому систематически проводится работа по информированию сотрудников комиссии о выявленных фактах употребления несовершеннолетними, воспитанниками центра, психоактивных веществ;

- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрациях Ленинского, Московского районов г. Чебоксары: систематически проводится работа по выявлению, учету, социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, входящих в группу риска употребления наркотических и психотропных веществ;

- ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Минздравсоцразвития Чувашии: за учреждением закреплен детский психиатр-нарколог, который систематически проводит с воспитанниками центра первичную и при необходимости вторичную профилактику употребления психоактивных веществ.

В течение 2015 года по Ленинскому и Московскому районам г. Чебоксары было выявлено и поставлено на учет районными КпДНиЗП 135 семей, находящихся в социально опасном положении, где родители не занимаются должным образом воспитанием и содержанием детей.

II. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей

2.10.

Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

При предоставлении социальных услуг детям в учреждении обеспечивается защита их от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства посредством:

- создания реальных информационных условий для развития творческой личности несовершеннолетних, формирования у них информационной культуры. Так, в течение 3 месяцев в центре проводились занятия по ознакомлению их со специфическим языком различных средств массовой информации, в первую очередь, телевидения, радио, прессы, Интернета «Безопасный интернет», «Что скрывает интернет», «Дети и интернет» и др.;

 - проведения строгого возрастного отбора предоставляемой детям информации. Например, предлагаемая детям до 6 лет информация всегда ориентирована на победу добра над злом, выражение сострадания к побежденным и осуждение проступков, детям младшего школьного возраста на занятиях в рамках реализации программных мероприятий предлагается для размышления информация, касающаяся человеческих пороков, болезней, катаклизмов, не унижающая человеческого достоинства, не вызывающая у них панику, выражающая отрицательное отношение к правонарушениям. Подростки среднего и старшего школьного возраста участвуют в дискуссиях по проблемам жестокого обращения с неизменным осуждением виновных и состраданием к потерпевшим, по  проблемам алкоголизма, наркомании без побуждения к совершению антиобщественных действий, по проблемам взаимоотношений мужчины и женщины и т.д. Также строго контролируется информация, размещаемая на стендах учреждений и в памятках, буклетах, рекомендациях, предоставляемых детям различных возрастных групп;

- систематического контроля со стороны администрации учреждения за проводимыми с детьми мероприятиями: просматриваются и утверждаются сценарии, обсуждается репертуар приглашенных лиц, созданы собственная библиотека, видеотека, подборка компьютерных занятий и игр;

- реализации подпрограммы «Я и целый мир», направленной на воспитание у несовершеннолетних толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, профилактику экстремизма и антигосударственного поведения.

III. Совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни

3.1.

Проведение образовательно-просветительской работы по охране репродуктивного здоровья в детской и молодежной среде:

проведение санитарно-просветительской работы по вопросам профилактики нежелательной беременности, профилактики абортов среди подростков, учащихся общеобразовательных организаций;

разработка и выпуск информационного материала по вопросам охраны репродуктивного здоровья, профилактики нежелательной беременности

В течение 2015 года с подростками из семей, находящихся в социально опасном положении, проводились занятия по направлениям:

- «Основы семьи и семейных отношений»: проведение игр проблематизаций, развивающих интерес к изучению нормативных регулятивов брачных отношений, усвоению основных функций семьи;

- «Формирование ценностей здорового образа жизни»: организация профилактического тренинга, позволяющего на практике усвоить основные правила сохранения здоровья, в том числе репродуктивного;

- «Подготовка к роли успешного семьянина»: обеспечение посредством психологических игр и упражнений формирование модели успешного семьянина;

- «Ведение домашнего хозяйства»: обучение необходимым в самостоятельной жизни социально-бытовым навыкам.

Всего в течение отчетного периода было проведено более 60 мероприятий, в которых приняли участие 64 несовершеннолетних в возрасте 11-17 лет.

Также в течение отчетного периода в учреждении проводилась работа в подростковом клубе по программе «В гармонии с будущим» (цель: формирование у подростков осознанного и ответственного отношения к будущему родительству, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, предупреждение ранней беременности у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации). Всего было проведено 26 занятий, в которых приняли участие 61н/л.

3.5.

Оказание медико-социальной, правовой и психологической помощи подросткам в ситуации репродуктивного выбора и кризисной беременности

На 01.01.2016года на контрольном патронаже в центре состоят 8 несовершеннолетних родителей. На все семьи разработаны и реализуются индивидуальные программы реабилитации по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В индивидуальной программе прописан план работы с семьей всех заинтересованных учреждений-субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Государственным стандартом Чувашской Республики «Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике» по следующим направлениям:

- социально-бытовая реабилитация;

- социально-медицинская реабилитация;

- социально-психологическая реабилитация;

- социально-педагогическая реабилитация;

- социально-экономическая реабилитация;

- социально-правовая реабилитация.

В среднем программы реализуются в тесном межведомственном взаимодействии в течение года. Периодически (1 раз в полгода) проводится мониторинг результативности реализации всех мероприятий.

3.8.

Мониторинг проведения детской оздоровительной кампании

В дни зимних, весенних, летних каникул  на базе Центра оздоровлено 920 н/л, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в Ленинском и Московском районах г. Чебоксары, в том числе:

- с дневным пребыванием – 800 человек;

- с круглосуточным пребыванием –120 человек.

В дни весенних каникул, летних каникул, зимних каникул в загородных лагерях Чувашской Республики было оздоровлено 933 н/л, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в Ленинском и Московском районах г. Чебоксары.

3.9.

Организация обучения педагогических, медицинских, социальных работников и иных специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции, жестокого обращения с детьми

В течение 2015 года были проведены с родителями:

- занятия в клубе «Семейная гостиная» (развитие сотрудничества и партнерских взаимоотношений родителей и детей) – 9 заседаний клуба, в которых приняли участие 102 чел.;

- занятия в клубе «Родительская академия» (психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей до 3 лет) – 7 занятий, в которых приняли участие 40 родителей;

проводилось индивидуальное консультирование по вопросам:

- по налаживанию детско-родительских отношений в семье,  преодолению семейных конфликтов – 362 консультации;

- по методикам семейного воспитания, особенностям возрастного и индивидуального развития детей – 1028 консультаций;

- необходимости надлежащего выполнения родительских обязанностей – 1782 консультаций;

- социальной адаптации к сложившимся условиям жизни и быта – 527 консультаций;

- социально-медицинское консультирование 1270 родителей (вопросы планирования семьи, средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие н/л);

- индивидуальное консультирование психиатром-наркологом РНД – 16 чел.;

- направление на лечение в РНД – 14 чел.;

со специалистами центра:

- семинары на темы:

«Ознакомление с нормативно-правовыми документами РФ и ЧР, регламентирующими социальное обслуживание семьи и детей» (1 занятие);

«Обязательные навыки для эффективной работы с семьей специалиста социальной службы» (6 занятий);

«Работа с сетью социальных контактов семьи» (6 занятий);

«Использование восстановительных технологий в работе с семьей и детьми. Обучение проведения восстановительных технологий «Семейные конференции» (1 занятие);

«Тактика поведения педагогов в случаях раннего выявления потребления несовершеннолетними ПАВ» (1 занятие);

«Реализация ФЗ от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (1 занятие);

«Взаимодействие учреждения с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по обмену информацией» (1 занятие);

«Использование восстановительных технологий в работе с семьей и детьми. Обучение проведения восстановительных технологий «Семейные конференции» (3 занятия);

«Социальная защита детей-инвалидов» (1 занятие);

«Предоставление социальных услуг детям с ограниченными возможностями» (1 занятие).

3.10.

Реализация мероприятий по профилактике злоупотребления алкоголем, потребления табака, наркомании и токсикомании среди детей и подростков

Проведение первичной профилактики потребления несовершеннолетними алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ в учреждении проводится по направлениям:

Социально-реабилитационная работа с несовершеннолетними дошкольного, младшего школьного возраста направлена на компенсацию их отставания в развитии, закладыванию основ здорового образа жизни, обучению навыкам продуктивного общения:

социально-медицинская реабилитация: пропаганда в игровой форме здорового образа жизни (программа «Хочу вырасти счастливым» по выработке навыков здорового образа жизни и по профилактике употребления ПАВ, рекомендованная Министерством образования и молодежной политики ЧР);

социально-психологическая реабилитация: моделирование посредством сюжетно-ролевых игр положительных образцов семейных и межличностных отношений, привитие позитивных навыков общения и взаимодействия;

социально-педагогическая реабилитация: гармоничное всестороннее развитие детей, коррекция развития познавательных процессов.

Социально-реабилитационная работа с несовершеннолетними подросткового возраста направлена на формирование социального иммунитета к различным формам химической зависимости в рамках деятельности клуба «Поколение NEXT»:

1. Формирование основ ведения здорового образа жизни - в качестве основной технологии выбран профилактический семинар-тренинг, позволяющий:

- познать себя и окружающий мир;

- изменить собственное «Я» через общение;

- общаться со сверстниками и взрослыми в доверительной атмосфере и неформальной обстановке;

- эффективно усваивать новые знания;

- формировать социально важные умения и навыки.

Также в учреждении реализуются следующие программы:

- «Я-концепция» (тематика занятий: «Я в обществе», «Мой мир. Мое будущее», «Я личность», «Азбука хорошего поведения», «Моя индивидуальность», «Как сказать НЕТ», «Мир наших эмоций», «Мое окружение и я», «Развитие ответственности»);

- «Навыки жизни» (тематика занятий: « Я особенный и я себя уважаю», «Поведение в конфликтной ситуации», «Взаимоотношения с родителями и взрослыми», «Что такое наркотики», «Правильное и неправильное использование медикаментов», «Курение – опасное увлечение», «Алкоголь и его последствия», «Умение принимать решения», «Агрессивное, неуверенное и уверенное поведение», «Воспитание волевых качеств», «Отрицательные эмоции»);

- «Профилактика вредных привычек» (тематика занятий: «Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ», «Я умею выбирать», «Помоги себе сам. Волевое поведение», «Психологическое здоровье», «Как быть уверенным в себе», «Развитие ответственности», «Что такое здоровье», «Что такое эмоции», «Чувства и поступки», «Добро и зло», «Стресс»;

- «Безопасное детство» (тематика занятий: «Почему люди приобретают вредные привычки», «Опасность вредных привычек», «Я выбираю здоровье», «Умей сказать «нет», « Правильный выбор».

2. Знакомство подростков с основными международными, федеральными, региональными нормативно-правовыми документами, защищающими права несовершеннолетних, проводится по программам:

- «Правовая гостиная» в форме дискуссионного практикума по следующей тематике: «Каждый вправе выбирать свою судьбу», «Права ребенка в современной России», «Юридическая ответственность. Что это?», «1000 профессий и я», «Формула профессии», «Самые необычные и интересные профессии мира», «Виды и типы учебных заведений»;

- «Я – Гражданин» по следующей тематике: «Поступки и ответственность», «Честь и репутация », «Право на семью», «Закон для нас», «Закон внутри нас»,  «Право на имя и гражданство», «Равенство прав от рождения », «ООН и всеобщая декларация прав человека», «Что мы знаем о правах и обязанностях несовершеннолетнего», «Подростку о трудовом праве», « Право на образование», «Защита от эксплуатации и насилия», «Конвенция о правах ребенка» и др.

3. Организация социально ориентированного досуга осуществляется в тесном социальном партнерстве с учреждениями культуры, общественными организациями и студенческими коллективами;

гражданское воспитание направлено на организацию участия подростков «группы риска» в занятиях клуба «Патриот», социальных акциях «Чистый двор», «Помоги лесу», «Помощь ветеранам», «Подарок первокласснику» и т.п..

4. Физкультурно-оздоровительная работа с подростками предполагает систематические занятия в тренажерных залах центра, участие в различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

Всего в вышеперечисленных мероприятиях в течение 2015 года приняли участие 1493 несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в условиях дневного и круглосуточного пребывания центра.

IV. Создание равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства

4.2.

Организация проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В течение 2015 года прошли диспансеризацию 338 несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, проходящих  социальную реабилитацию в условиях круглосуточного и дневного пребывания центра.

V. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

5.1.

Внедрение новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, по обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы

В течение 2015 года на базе учреждения функционировала служба примирения. Были проведены мероприятия по следующим направлениям:

1 – обучение специалистов Центра восстановительным технологиям в работе с семьей и детьми;

2 – реализация примирительных программ - всего в течение отчетного периода были разрешены 256 конфликтных ситуаций, в том числе:

- разрешение конфликта между несовершеннолетними – 135 случаев;

- разрешение конфликта между несовершеннолетними и родителями – 51 случаев;

- разрешение конфликта между несовершеннолетними и сотрудниками – 70 случаев.

Директор                                                                                                                            И. А. Михайлова