Реализация комплекса мер 2015
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики
Информация БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минздравсоцразвития Чувашии
о реализации Комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними, за 2015год
№ пункта Комплекса мер |
Наименование мероприятия |
Состояние дел |
1.7. |
Привлечение социально ориентированных некоммерческих и общественных организаций к решению вопросов предотвращения и раннего выявления жестокого обращения с несовершеннолетними |
В течение отчетного периода учреждение активно сотрудничало со следующими общественными организациями по вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми: - автономная некоммерческая организация «Центр по восстановлению социальных связей «Альтернатива» г. Чебоксары (с целью профилактики случаев жестокого обращения с воспитанниками центра тестирование и индивидуальное консультирование педагогов на предмет определения уровня психоэмоционального выгорания). В мероприятии приняли участие 70 сотрудников; - межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа» г. Москва (обучение психологов и социального педагога центра восстановительным технологиям в работе с семьей и детьми). В семинаре принятии участие 4 сотрудника; - НКО НПЦ «Время» (проведение дискуссий, тренинговых занятий на предмет формирования ненасильственных навыков общения, конструктивных детско-родительских отношений, правил поведения и общения с незнакомыми людьми и т.д.). Всего в мероприятиях приняли участие 313 подростков из семей, состоящих на учете в центре; - молодежный клуб в честь иконы Божьей матери храма «Взыскание погибших» (проведение бесед, групповых занятий, направленных на воспитание толерантности). Всего в мероприятиях приняли участие 48 воспитанников центра; - общественная организация «Луч Добра» (проведение дискуссий, тренинговых занятий, направленных на формирование безопасного образа жизни). В мероприятиях приняли участие 209 подростков; - молодежная православная организация «Омофор» (проведение игр-занятий на развитие коммуникативных навыков). В мероприятиях приняли участие 37 воспитанников центра; - встречи с отцом Максимом Курленко (духовная беседа с батюшкой) – 100 несовершеннолетних; - молодежная инициативная группа «Доброе сердце» (организация экскурсий по Чувашской республике) – 18 детей; - клуб «Психология 3000» (праздничное мероприятие на День защиты детей) – 19 несовершеннолетних; - волонтеры Кооперативного института (организация и проведение спортивных мероприятий) - 64 ребенка; - волонтеры ЧГПУ «Корпорация добра» (организация и проведение познавательных мероприятий) – 10 детей; - волонтеры «Научное шоу «Открывашка» (организация и проведение познавательных мероприятий, направленных на формирование безопасного образа жизни) – 26 детей; - волонтеры ЧГУ (проведение познавательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни) - 10 детей. |
2.2. |
Создание служб экстренной помощи несовершеннолетним в случаях жестокого обращения с ними (групп быстрого реагирования, мобильной социальной помощи и других) |
Работа специалистов учреждения строится в рамках утвержденных Правительственной КПДНиЗП «Рекомендаций по организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия, фактов жестокого обращения с детьми и профилактике социального сиротства в Чувашской Республике», «Примерного алгоритма действий субъектов профилактики в работе с безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, на стадии раннего неблагополучия». Систематически специалистами участковой социальной службы в течение 2015 года: - осуществляется командный (совместно с представителями других субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) социальный патронаж семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, воспитывающих детей до 3 лет, входящих в группу риска младенческой смертности от внешних причин – 3676 выходов; - организовывались внеплановые и экстренные межведомственные рейды по семьям, находящимся в социально опасном положении – 370 рейдов; - организовывались выходы в семьи по запросам субъектов профилактики – 427 выходов; - своевременно организовывалась профилактическая и реабилитационная работа с родителями и несовершеннолетними. Всего за 2015 года в результате быстрого реагирования специалистов участковой службы было выявлено и помещено в центр 167 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, подвергшихся жестокому обращению в семье (пренебрежение нуждами и потребностями детей, необеспечение ежедневным питанием, одеждой и обувью и т.д.). В рамках социальной участковой службы было разработано 358 индивидуальных программ реабилитации на семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказано 2898 услуг; 226 программ на несовершеннолетних правонарушителей, оказано 2743 услуги. |
2.3. |
Внедрение новых технологий и методов работы по оказанию социально-психологической помощи в специализированных учреждениях (отделениях) для реабилитации несовершеннолетних, ставших жертвами насилия |
В учреждении в работе с несовершеннолетними, жертвами насилия, используется следующие методы работы: - консультирование – эффективно в случае единичного факта насилия и относительно незначительных последствий. Основная цель – уменьшение и ликвидация травматических переживаний; - гештальт-терапия (техники: «Замена вопросов на утверждения», «Пустой стул», «Я обижаюсь, я требую, я благодарен», «Формирование уверенности» и т.д.) – работа с личностной биполярностью, которая особенно ярко проявляется у детей в ситуации посттравматического стресса; - техники направленной визуализации образа – изменение эмоционального состояния ребенка от напряжения и тревоги к безмятежности и расслабленности; - рисуночная терапия – установление контакта с ребенком, переживание инсайта, разрешение эмоциональных конфликтов; - психологический тренинг – активные методы, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития для достижения желаемых эффектов; - техника работы с эмоциями - помощь несовершеннолетнему, ставшему жертвой насилия, в открытом выражении чувств по отношению к обидчику, выходе из эмоционального замешательства и определении своего отношения к реальным событиям. - тренинг позитивного восприятия себя и ассертивного поведения, направленный на: формирование позитивной Я-концепции; совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими; восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе; развитие и совершенствование социальных качеств; формирование способности к принятию себя; выработка способности к самостоятельному принятию решений. |
2.5. |
Организация досуга и психолого-педагогического сопровождения детей из семей, имеющих высокий риск жестокого обращения с несовершеннолетними (социальные гостиные и другие формы работы) |
Организация досуга несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, посредством вовлечения их в различную клубную и кружковую деятельность, - один из видов социально-педагогических услуг «Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга)», оказываемых специалистами центра, в нескольких формах: - организация деятельности групп дневного пребывания. Основные направления работы: оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий; консультирование по социально-медицинским вопросам; проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; социально-психологическое консультирование; социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование; организация досуга; проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам; обучение навыкам поведения в быту и общественных местах и т.д.; - клубная и кружковая деятельность. На базе учреждения в течение 2015 года действовали подростковые клубы «Правовая гостиная», «Педагогическая гостиная», «Пойми меня», «АБВГД-ка», «Поколение NEXT», «Новое поколение»; кружки «Сказка своими руками», «Серпантин», «Оригами», «Мы – таланты», Гармония», «Вдохновение», «Росток» и др.; - организация семейного досуга, как в центре, так и в различных учреждениях культуры г. Чебоксары. Всего за 2015 год вышеперечисленными формами организации досуга был охвачен 3330 несовершеннолетних из семей, состоящих на учете в центре. Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении ведется в соответствии с постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 25 декабря 2014 г. №475 «О социальном обслуживании граждан в Чувашской Республике». Перечень оказываемых услуг: - проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни – программа «Я рад, что я есть!» (повышение самооценки); «Все в твоих руках» (формирование уверенного поведения, развитие позитивного отношения к себе, профилактика суицидов); «Здоровейка» (мотивации воспитанников на ведение здорового образа жизни, формирование потребности в сохранении физического здоровья как необходимое условие социального благополучия и успешности человека); «Я и спорт» (формирование навыков здорового образа жизни через систему занятий и упражнений, ориентированных на привитие желания заботиться о своем организме); - социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений) - программа «Семейная гостиная» (развитие сотрудничества и партнерских взаимоотношений родителей и детей); программа «Родительская академия» (психолого-педагогическое просвещение родителей до 3 лет); - социально-психологический патронаж; - социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование – программы «Развитие познавательной функции речи»; «Развитие навыков общения посредством вовлечения несовершеннолетних в ритмично-музыкальную деятельность»; «Гармония развития ребенка через гармонию развития движений»; «Сказка исцеляет, учит, помогает»; «Развитие логического мышления и познавательной активности детей средствами занимательной математики»; - формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) – программы «Мы – таланты»; «Семейные традиции и праздники»; «Цветная революция»; «Я и мир искусства»; «Юный эколог»; «Театральная мастерская»; - проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания; - обучение навыкам поведения в быту и общественных местах – программа «Как быть личностью» (осознание себя и понимание других людей»; «Твой имидж» (формирование норм нравственного этикета, закрепление навыков культурного поведения в общественных местах); «Азбука общения» (формирование навыков бесконфликтного межличностного общения); «Безопасное детство» (формирование навыков безопасного образа жизни, привитие желания заботиться о своем организме); программа «Дорожная азбука» (формирование знаний о правилах безопасного движения в качестве пешехода); «Этика и эстетика» (развитие личностных качеств детей, посредством приобщения к прекрасному); «Спешите делать добро» (формирование у несовершеннолетних доброты и милосердия, стремления совершать добрые дела и красивые поступки). |
2.7. |
Проведение мероприятий по профессиональному обучению и трудоустройству выпускников детских домов |
Основные направления работы специалистов центра по профессиональному обучению выпускников детских домов: - включение несовершеннолетних в реализацию программ: «Профессиональное самоопределение подростков» (действенная апробированная технология оказания помощи подросткам в определении профессиональных планов, формировании у них активного подхода к решению собственных проблем); «Мой выбор» (профессиональная ориентация подростков направленная на выявление интересов и склонностей к той или иной профессии, развитие способности к осознанному выбору профессии); - оказание содействия в устройстве несовершеннолетних в учреждения начального профессионального и среднего специального образования в пределах Чувашской Республики – 1 чел. В течение отчетного периода выпускники детских домов реабилитацию в учреждении не проходили. |
3.4. |
Проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации, профессиональную переподготовку и профессиональную поддержку (супервизию) руководителей государственных и муниципальных учреждений и специалистов, работающих в сфере профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, оказания помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению, а также профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства |
В течение 2015 года специалисты учреждения принимали активное участие: 1) в методическом семинаре-тренинге «Использование восстановительных технологий в работе с семьей и детьми. Обучение проведения восстановительных технологий «Семейные конференции». 5 специалистов участвовали в групповой супервизии специалистов сферы защиты детства на темы: - «Стереотипы восприятия ситуации клиента. Определение внутренних ресурсов семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»; - «Особенности формирования мотивации клиента на изменение сложившейся жизненной ситуации»; - «Особенности использования принципов восстановительной медиации в работе с семьей и детьми»; 2) в семинаре «Предоставление социальных услуг детям с ограниченными возможностями»; 3) в конференции педагогических работников на тему «Совершенствование деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; 4) в межрегиональной конференции «Социальное сиротство: современные подходы к решению проблемы» (внедрение новых технологий комплексной помощи детям и семье в кризисных ситуациях); 5) в межрегиональном семинаре «Особенности комплексного сопровождения и оказания социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Сохранение основ семейных ценностей». В течение отчетного периода на базе центра проводились следующие обучающие семинары: - «Ознакомление с нормативно-правовыми документами РФ и ЧР, регламентирующими социальное обслуживание семьи и детей»; - «Обязательные навыки для эффективной работы с семьей специалиста социальной службы»; - «Работа с сетью социальных контактов семьи». Также психологи центра выступали на заседаниях школы приемных родителей при администрациях Ленинского, Московского районов г. Чебоксары с докладами на темы: - «Взаимодействие приемных семей с социальным сообществом»; - «Влияние семейных отношений на формирование личности и характера ребенка»; - «Профилактика жестокого обращения с детьми в замещающих семьях»; - «Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье»; - «Этапы адаптации детей в приемных семьях. Пути преодоления кризисных ситуаций в семье». |
3.5. |
Проведение в субъектах Российской Федерации «круглых столов» по обсуждению проблем межведомственного взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению, а также по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства |
В течение 2015 года руководство и специалисты центра приняли активное участие в: - совещании по вопросам реализации ФЗ от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - 14.01.2015года; - расширенном заседании КпДНиЗП администрации Ленинского района г. Чебоксары на тему «О выполнении субъектами профилактики положений ФЗ №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2014году» - 29.01.2015года; - заседании антинаркотической комиссии на тему «О наркоситуации на территории Ленинского района г. Чебоксары по итогам 2014года и о планах на 2015год» - 04.02.2015года; - совещании при Уполномоченном по правам ребенка в ЧР по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей и детских организаций – 11.02.2015г.; - заседании антинаркотической комиссии Московского района г. Чебоксары - 19.02.2015года; - совещании по вопросам профилактики преступлений против женщин и здоровья несовершеннолетних, работы с семьями, находящимися в социально опасном положении – 11.02.2015года; - республиканском совещании по вопросам организации в республике системного обучения молодых и будущих родителей основам формирования счастливой семьи – 25.02.2015года; - видеоселекторном совещании «Об организационных мерах по улучшению медико-социальной помощи детям, отнесенным к группе социального риска, и профилактике смертности детей от внешних причин» - 06.03.2015года; - республиканском семинаре по вопросам реализации ФЗ от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - 11.03.2015года; - Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на тему «Опыт работы специализированный учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по профилактике социального сиротства» - 12.03.2015года; - совещании по вопросам усиления взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Московском районе г. Чебоксары – 17.03.2015г.; - заседании КпДНиЗП администрации Ленинского района г. Чебоксары на тему «Об организации работы по предупреждению жестокого обращения с детьми, родителями или иными законными представителями за 1 квартал» - 02.04.2015г.; - совещании органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Московского района г. Чебоксары по оптимизации межведомственного взаимодействия – 07.04.2015г.; - заседании КпДНиЗП администрации Ленинского района г. Чебоксары на тему «О снятии с профилактического учета детей и семей, находящихся в СОП» - 09.04.2015г., 23.04.2015г.; - заседании антинаркотической комиссии Ленинского района г. Чебоксары - 17.04.2015г., 29.09.2015г.; - заседании антинаркотической комиссии Московского района г. Чебоксары - 21.04.2015г.; - расширенном заседании КпДНиЗП администрации Московского района г. Чебоксары - 14.05.2015г.; - совещании в администрации Московского района г. Чебоксары по вопросам летнего оздоровления несовершеннолетних, состоящих на учете в КпДНиЗП – 19.05.2015г.; - совещании в администрации Ленинского района г. Чебоксары по вопросам летнего оздоровления несовершеннолетних, состоящих на учете в КпДНиЗП – 16.06.2015г.; - правовом часе «Социальная защита детей-инвалидов» с участием ведущих специалистов министерств и ведомств ЧР – 26.06.2015г.; - заседании КпДНиЗП администрации Ленинского района г. Чебоксары на тему «Об организации работы по разработке и реализации ИПР безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети» - 02.07.2015г., 22.10.2015г.; - семинаре на тему «Предоставление социальных услуг детям с ограниченными возможностями» - 10.07.2015г.; - заседании районного клуба приемных семей «Приемная семья - Теплый дом» - 20.07.2015г.; - заседании КпДНиЗП администрации Ленинского района г. Чебоксары на тему «О выполненных мероприятиях по исполнению ФЗ №120» - 30.07.2015г.; - заседании школы приемных родителей при администрации Московского района – 05.08.2015г., 12.08.2015г., 26.08.2015г.; - конференции педагогических работников на тему «Совершенствование деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - 20.08.2015г.; - совместном заседании комиссии по профилактике правонарушений и антинаркотической комиссии в Московском районе г. Чебоксары – 21.08.2015г.; - межрегиональной конференции «Социальное сиротство: современные подходы к решению проблемы» - 18.09.2015г.; - заседании КпДНиЗП администрации Ленинского района г. Чебоксары на тему «Организация и проведение работы по оказанию социально-психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям / законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации» - 01.10.2015г.; - заседании рабочей группы субъектов профилактики Ленинского района г. Чебоксары на тему «Об организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении» - 02.10.2015г.; - в выездном заседании КпДНиЗП администрации Московского района г. Чебоксары в МБОУ «СОШ №18» г.Чебоксары на тему «Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и отчет о работе с СОП» - 18.11.2015г.; - расширенном заседании КДНиЗП и Координационного Совета по профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних администрации Московского района г. Чебоксары на тему «Пути стабилизации роста подростковой преступности на территории Московского района г. Чебоксары и проведения индивидуально профилактической работы с подучетными учащимися и семьями, находящими в социально опасном положении» - 14.12.2015г. |
4.1. |
Проведение региональных акций и мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми и подростками, укрепление семейных ценностей, формирование нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми и подростками |
В марте, июле, ноябре 2015года центр принял участие в совместных с правоохранительными органами акциях «Полиция и дети», «За здоровье и безопасность детей», в рамках которых с 242 воспитанниками было проведено 29 мероприятий. |
4.4. |
Реализация просветительских и образовательных программ для населения, в том числе для детей и родителей, с информацией о способах ненасильственных коммуникаций, способах выявления и реагирования в случае жестокого обращения с детьми с использованием средств массовой информации и сети «Интернет» |
В течение 2015 года на базе учреждения реализовывались следующие психолого-педагогические программы для несовершеннолетних: - «Развитие навыков общения посредством вовлечения несовершеннолетних в ритмично-музыкальную деятельность»; - «Семейные традиции и праздники»; - «Уроки хороших манер»; - «Как быть личностью» (осознание себя и понимание других людей»; - «Я рад, что я есть!» (повышение самооценки); - «Сказка исцеляет, учит, помогает»; - «Равные» (цель: примирение конфликтующих сторон среди воспитанников, проходящих реабилитацию в центре, их родителей, сотрудников учреждения); - «Гармония развития ребенка через гармонию развития движений»; - «Изучение родного края – основа воспитания патриотизма» (гражданское и патриотическое воспитание); - «Путешествие в страну эмоций» (повышение эффективности социализации через развитие эмоциональной сферы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации); - «Сокровища заветного сундучка» (формирование духовно-нравственных ориентиров средствами библиотерапии); - «Игры для тигра» (повышение эффективности социализации несовершеннолетних в условиях семьи и детского коллектива через развитие эмоциональной сферы); - «Нравственная философия» (формирование духовно-нравственных качеств личности, профилактика девиантного поведения); - «Навыки жизни» (повышение устойчивости личности подростка к влиянию неблагоприятных факторов, вызывающих отклоняющееся поведение); для родителей: - «Построение конструктивных отношений со своим ребенком»; - «Родительская академия». Также информация о способах ненасильственных коммуникаций, способах выявления и реагирования в случае жестокого обращения с детьми регулярно размещалась на официальном сайте учреждения. Тематика статей: - «Общение с гиперактивным ребенком»; - «Наиболее типичные проблемы в поведении малышей. Нытье»; - «Преодолеваем проблемы в поведении. Привычка кусаться»; - «Роль семейных традиций в воспитании детей»; - «Почему дети начинают употреблять наркотики?»; - «Способы работы с негативными эмоциями детей»; - «Почему дети нас не слышат»; - «Что делать, если ребенок тревожен»; - «Детская агрессия»; - «Профилактическая работа с гиперактивным ребёнком»; - «Скорая помощь при работе с гиперактивны ребёнком»; - «Рекомендации родителям гиперактивного ребёнка»; - «Как оградить ребёнка от алкоголя и наркотиков»; - «Будущее без наркотиков»; - «STOP!»; - «Нет алкоголизму»; - «Замкнутый ребенок»; - «Наиболее типичные проблемы в поведении малышей. Крики, визжание, привычка перебивать»; - «Правила безопасного поведения школьников во время весенних каникул»; - «Проблемы в поведении малышей: вспышки раздражения»; - «Безопасность ребенка в Интернете»; - «Готовим ребенка к школе»; - «Какие родители – такие дети»; - «Родителям о наказании детей»; - «Рекомендации по обучению детей ПДД»; - «Маячки безопасности»; - «Формирование социальных навыков у детей и подростков»; - «Права ребенка – твои права»; - «Не паркуй ребенка»; - «Профилактика жестокого обращения с детьми»; - «Чему необходимо научить ребенка». |
Директор И. А. Михайлова