Примеры использования в работе психотерапевтических методик (арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия)

В БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии  в работе с несовершеннолетними психологи используют психотерапевтические методики.

Термин психотерапия в последнее время используется не только в медицинском значении – как лечение психических нарушений, осуществляемое врачами – психиатрами, но и в более широком смысле – как оптимизация психологического состояния в повседневной жизни, столь богатой тревогами, стрессами, депрессиями распространяется вообще на любые случаи психического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушение общения), ухудшающими качество жизни, снижающими эффективность деятельности и создающими угрозу развития выраженных нарушений психического здоровья.

Термином  психотерапия обозначается широкий диапазон воздействий, которые осуществляются специалистами - сторонниками различных теоретических подходов и которые направлены на ослабление состояния дистресса у клиента, обратившегося или направленного за помощью в связи с эмоциональными или поведенческими проблемами с целью улучшения его состояния.

Наиболее приемлимые психотерапевтические методики используемые в работе с несовершеннолетними проходящими реабилитацию в БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии – арт – терапевтические методики.

Арт-терапия – представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества.

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе с несовершеннолетними. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.

Наиболее распространенные виды арт-терапии: музыкотерапия, библиотерапия, драмотерапия, игротерапия, изотерапия, маскотерапия, коллаж, песочная терапия, цветотерапия, сказкотерапия, фототерапия, глинотерапия.

В своей работе с несовершеннолетними я чаще всего использую: сказкотерапию, изотерапию и песочную терапию. Сказкотерапию использую, как способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Создавая условия, в которых несовершеннолетний, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможность выходу внутренним конфликтам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей. Чаще всего изотерапия используется: с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями; оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний; развитие произвольности и способности к саморегуляции; уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором ребенок может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

 



22 апреля 2020
11:15
Поделиться