Арт-терапия с воспитанниками учреждения

Психологическая деятельность с несовершеннолетними детьми подразумевает не только наличие усердия, чуткости и внимательности, но и умение владеть особыми методами. Увы, далеко не все способы, которыми психологи оказывают психокоррекционное воздействие на мышление взрослого человека, применимы и к несовершеннолетним. Ведь у маленьких деток свой особый тип жизненного мышления и принятия окружающей действительности. Арт-терапия, на наш взгляд, относится к разряду самых эффективных и безопасных направлений работы с несовершеннолетними детьми. Арт-терапия способна оказывать положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка не зависимо от его возраста и умственных возможностей, что касается последнего, то вполне способна значительно увеличивать качество этих возможностей.

На сегодняшний день, данная техника, набирает большой спрос среди специалистов нашего профиля. Из числа прочих техник, её выделяет мягкость и одновременно эффективность влияния на психоэмоциональное состояние ребенка, способствует совершенствованию творческих возможностей. Подкупает и тот факт, что данную технику в работе с несовершеннолетними, в состоянии проводит люди, не имеющие специального психологического образования, например родители, или же сотрудники образовательных учреждений.

Воспитанники БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии  обладают особой восприимчивостью и ранимостью, даже несмотря на то, что они более откровенно выражают свои эмоции, в отличии от нас, взрослых, часто с маленькими детками проблематично установить контакт. Про детей подросткового возраста и говорить не приходится. Не редко они даже отказывались рисовать или лепить, высказываясь о том, что это не серьезно и вообще не желают показывать свое неумение. Поэтому, для себя, мы выделили несколько принципов, которые помогли нам разрешить подобную проблему.

1 – создать доброжелательную, позитивную атмосферу, в которой бы даже самый стыдливый и скромный ребенок мог чувствовать себя комфортно.

2 – соблюдать личные потребности и вкусы в зависимости с возрастом, каждого несовершеннолетнего ребенка.

3 – исключить любые отрицательные оценки результатов детских работ.

4 – любое проявление творческого мышления пестовать и поощрять различными способами, находить что то интересное, а главное – значимое для ребенка в каждой творческой работе, независимо от способа её выполнения.

5 – выстроить работу так, чтобы у детей сложилось положительное отношение к работах других

 

Упражнение «Маленький выдумщик» («Фантазер»)

Сказка – это место, где ребенок в возрасте от 4 до 6 лет,  может вообразить свой страх и распрощаться с ним, осознав как можно выбраться из этого. Несомненно, на первом этапе малышу необходима помощь взрослого.

Одним из частых  детских страхов считается боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Отсюда,  в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Упражнение  «Город  будущего» для детей от 7 до 12 лет.

Детям предлагается (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Упражнение «Игра в каракули» ориентирована на детей в возрасте от 12 до 16 лет.

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

Конечно это лишь только малая часть всего того, что мы делаем с нашими детьми, для коррекции их общего психоэмоционального состояния. И для достижения оптимального эффекта мы прибегаем не только к технике арт-терапевтического воздействия. Однако данная техника является излюбленной для большинства специалистов нашего учреждения, а в особенности нас, психологов.

 



08 апреля 2021
15:26
Поделиться