Модель ювенальной технологии в социальной службе

В 2008 году Верховным судом Российской Федерации в правовой оборот был введен новый термин «ювенальные технологии», под которым понимается комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения.

С этого же года в ряде пилотных регионов страны началось внедрение ювенальных технологий в суды общей юрисдикции, правоохранительные органы, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными звеньями воссоздаваемой системы правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, по мнению многих специалистов, должны стать специализированные суды и социальные службы, призванные:

- собирать полноценную и объективную информацию о подростке;

- предлагать судьям спектр возможных конкретных социализирующих и воспитательных решений – на основе знания о подростке и о социальных службах, действующих в данном районе;

- осуществлять контроль и надзор за выполнением подростком назначенных ему мер воздействия или осуществления социализирующих мероприятий.

Сегодня уже действующие ранее реабилитационные формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями характеризуются как опаздывающие, репрессивные, пассивно воздействующие на подростка и его семью. Все большее внимание уделяется внедрению и развитию в деятельности социальных служб таких техник и практик, которые были бы нацелены на более вдумчивый подход к вопросам защиты прав ребенка, раннее выявление и конструктивное разрешение межличностных конфликтов. Одной из таких эффективных и перспективных техник является восстановительная медиация.  

В чем отличие восстановительного подхода от реабилитационного?

При реабилитационном  подходе составляется индивидуальная программа реабилитации. Разработка, принятие и выполнение ее будет связывать на определенное время специалиста с подростком и его родителями. Если реабилитационную программу разрабатывает один конкретный специалист, то именно он и несет ответственность за ее профессиональное содержание. В таком подходе происходит наложение нормативных представлений о поведении человека и оценивание степени тяжести ситуации. На базе данного знания разрабатывается диагностический инструмент, с помощью которого «измеряют» людей и ситуацию. Специалист-разработчик также несет ответственность (частичную) за реализацию программы. Именно он должен определить момент, когда деятельность по реабилитации заканчивается, именно его знания будут определять способ решения ситуации, с которой он работает.

Если кратко анализировать восстановительный подход, то клиент ставится в активную позицию и информация о клиенте собирается совместно с ним: специалист задает вопросы, а человек сам додумывается и дает ответы. Работа строится исходя из позиции «не за него, не для него, а вместе с ним». В процессе диалога происходит формирование мотивации клиента, так как клиент сам начинает решать, что для него важно и что он может сделать в данный момент. Соответственно, ответственность за решение и его реализацию клиент берет на себя. При восстановительном подходе специалист не идет с экспертной позиции, разговор идет на равных, уважает право человека на выбор, помогает ориентироваться в трудной жизненной ситуации.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия, то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

В каком направлении должна быть выстроена деятельность социальной службы в восстановительном подходе?

В работе по примирению конфликтующих сторон необходимо создать условия для взаимопонимания, при которых возможен переход от отношений разобщения, конфликтности к личностно окрашенному контакту и совместному поиску конструктивного выхода из сложившейся ситуации. Такой переход и должны помочь осуществлять специалисты социальной службы: специалист по социальной работе, медиатор-руководитель восстановительного процесса. Можно задать следующую зону их ответственности.

Специалист отвечает за организацию и формирование повестки дня встречи, семейной конференции. Здесь главным является соблюдение баланса вопросов, предложенных им на основании анализа ситуации и тех проблем, в разрешении которых заинтересованы участники конфликтной или криминальной ситуации. Второй зоной ответственности специалиста является работа по привлечению значимых для процесса людей, которые могут помочь в осуществлении восстановительных действий: работа по поиску, подготовке к встрече людей на семейной конференции.

Роль медиатора – создать и удержать такой формат встречи, семейной конференции, который способствовал бы проведению восстановительных действий. Медиатор должен выстраивать лестницу, шагая по которой, люди узнают больше друг о друге и это знание помогает им справиться с ситуацией. Важнейшие ступени лестницы:

- понимание своих чувств, состояний и оснований действия;

- понимание чувств, состояний и оснований действия другого человека;

- осознание последствий ситуации для себя и других людей;

- восстановительные действия, позволяющие изменить отношение друг к другу;

- ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию.

В Чувашии ювенальные технологии стали внедряться в деятельность социальных служб в 2010 году:  в рамках Республиканской целевой программы «Дети Чувашии», реализуемой при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации г. Москва, стартовала экспериментальная программа «Служба примирения в учреждениях социального обслуживания семьи и детей».

         В качестве базовых площадок были выбраны четыре республиканские учреждения социального обслуживания семьи и детей: социально-реабилитационные центры Ленинского, Московского районов г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и центр социальной помощи семье и детям Калининского района г. Чебоксары.

В каждом учреждении были назначены кураторы служб примирения (психологи, заведующие отделениями), которые в обязательном порядке должны были проводить работу по обучению юных медиаторов, систематически анализировать деятельность службы примирения, апробировать и внедрять новые технологии восстановительного процесса. Также был создан методический совет, состоящий из кураторов служб примирения  базовых площадок, который разработал положение о службе примирения, формы основных отчетных документов (журнал учета мероприятий, журнал учета запросов в службу примирения, отчеты  медиаторов о проведенных примирительных программах), анкеты, памятки, рекомендации, раскрывающие процесс медиации, для работы с юными медиаторами, воспитанниками  и сотрудниками центров.

На вводном этапе внедрения ювенальных технологий в социальные учреждения со специалистами-руководителями служб примирения были проведены семинары по ознакомлению с общими положениями ювенальной юстиции, восстановительными технологиями, с процессом медиации.

Параллельно с помощью анкетирования были отобраны юные медиаторы из числа ребят, проходящих социальную реабилитацию в центрах. Отобранные кандидаты (по 3 человека с каждого центра) прошли основное обучение технологиям мирного  разрешения конфликта, техникам эффективного общения друг с другом в течение двух дней на базе РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», дополнительное обучение в течение месяца на базе РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ленинского района г. Чебоксары».

В ходе основного этапа в службах примирения базовых учреждений работа проводилась по нескольким направлениям:

1) разрабатывались и реализовывались примирительные программы:

-  между несовершеннолетними воспитанниками центра;

- несовершеннолетним(и) и сотрудниками центра;

- между несовершеннолетним и его родителями (или лицами, которые их заменяют), оказавшихся в трудной жизненной ситуации вследствие семейного конфликта;

2) в рамках родительских клубов систематически велась работа с родителями по ознакомлению с деятельностью службы примирения, по усвоению активных форм детско-родительского взаимодействия, сотрудничества, по формированию взаимного доверия;

3) организовывались тренинговые занятия по освоению техник мирного разрешения конфликтов для сотрудников центров, непосредственно работающих с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации;

4)  регулярно организовывались встречи членов методического совета, на которых обсуждался ход реализации примирительных программ, планировалась дальнейшая работа служб примирения;

5) еженедельно организовывались консультации с юными медиаторами, направленные на повышение их внутренних ресурсов при столкновении с конфликтами в своем социуме.

Примеры реализации примирительных программ

Пример №1

В группе дневного пребывания центра изначально не сложились отношения у Ани и Лизы с остальной группой детей (5-6 класс). Девочек не звали играть в общие игры,  а те, в свою очередь,  вели себя агрессивно по отношению к остальным. Такая ситуация длилась в течение нескольких дней, и наконец, ребятам надоело терпеть агрессивные нападки Ани и Лизы, они  решили,  поймать  девочек после центра и побить их.  

В конфликтную ситуацию вмешался педагог и пригласил медиатора для разрешения сложившейся ситуации. В процессе беседы ребята немного успокоились, высказали свои претензии друг другу. Оказалось, что Ане и Лизе  очень хотелось играть вместе со всеми, но не хватало смелости попросить об этом, их задевало, что другие ребята отрицательно отзывались об их семьях. Реакцией на отношение группы к ним была агрессия. В беседе с остальными ребятами выяснилось, что им хочется мирно и спокойно играть, но очень мешают нападки Ани и Лизы. Дети сами предложили девочкам смело говорить о своих желаниях, убедили их, что играть с ними будут, попросили извинения за то, что нелестно отзывались об их семьях.

По окончанию примирительной встречи был составлен договор и все участники подписались под  ним. Конфликтная ситуация разрешилась.

 Комментарии: в примирительных программах часто приходится участвовать детям с нарушениями в поведении. В ходе работы можно наглядно наблюдать, как меняется поведение (от прямой агрессии до конструктивного диалога), эмоциональное состояние несовершеннолетнего. Медиация помогает участникам конфликта принять ответственное поведение, учит разрешать конфликты более цивилизованным путем.

Пример №2

Мама с дочерью поругались, после чего дочь ушла из дома к подруге. Учительница в школе посоветовала обратиться за помощью в центр.

В процессе предварительных встреч выявился затяжной конфликт: чрезмерные претензии матери к дочери, отношение «сверху», непринятие ее личностных качеств, вследствие чего у девочки  появилось чувство отверженности по отношению к семье. 

Работа по подготовке к примирительной встрече была длительной, эмоционально насыщенной, но это было необходимо для получения положительного результата в работе с данной семьей.

В ходе совместной беседы мать с дочерью обсудили следующие пункты: время прогулок, учеба, общение с друзьями, взаимное доверие. Результат работы – подписанный договор о примирении.

Комментарии: много обращений за психологической помощью поступает в результате напряженных детско-родительских отношений.  При ошибках в воспитании, нарушается общение в семье: уходит взаимопонимание, доверие, появляется соперничество между детьми и родителями,   возникает обоюдное  чувство обиды, когда ни одна, ни другая сторона не могут сделать первый шаг навстречу. В процессе разрешения конфликта с помощью восстановительных технологий и взрослому, и ребенку предоставляется возможность высказаться о наболевшем, организовывается беседа, в результате которой снимается негативное отношение друг к другу, что является важным моментом, продумываются различные способы разрешения конфликта. 

Пример №3

Света стала отказываться ходить в школу, мотивируя это тем, что ее обижают одноклассники. Был сделан выход в школу. Первоначально медиатор провел беседу с обидчиками, предложил им самим продумать, как исправить возникшую ситуацию. Ребята, ожидающие порицания, удивились, когда ответственность за решение проблемы было передано им. Конечно же, они решили извиниться перед Светой и обещали даже защищать ее перед другими. Медиатор пригласил Свету на совместную встречу, где и произошло примирение.  Была организованна  беседа между участниками конфликта, ребята по-новому взглянули друг на друга и отношения между ними стали более дружескими.

Результат работы: девочка стала смело посещать школу, в классе у нее появились новые друзья.

Комментарии: ценности и принципы восстановительных технологий хорошо  принимаются детьми, так как избавляют их от необходимости  всячески защищать свою личность, дают возможность быть самим собой, предполагают продолжение нормальных взаимоотношений с другой стороной, будь то воспитатели, сверстники или родители несовершеннолетних. Дети начинают чувствовать себя защищенными и понятыми.

В заключение хочется отметить, что деятельность по внедрению ювенальных технологий в социальные службы будет продолжаться, это неизбежно, так как использование в работе именно восстановительного подхода, по мнению многих современных ученых, является залогом повышения эффективности психогигиенической работы по обеспечению успешной средовой адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.