Концепция организации социальной реабилитации несовершеннолетних в стационаре

Основные положения организации социальной реабилитации в стационаре:

  1. Все отклонения в поведении несовершеннолетних - безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, - имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию. В свою очередь, причина социальной дезадаптации - проблемы в семье.
  2. Оптимальная среда для полноценного развития ребенка - это родная семья. Лишение семьи всегда становится травмой для ребенка. Это означает, что основные усилия должны быть направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем. Только в том случае, когда все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультатность, и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.
  3. Социально дезадаптированный ребенок, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие и самореализацию в обществе грубо нарушены. Даже в том случае, когда ребенок сам становится правонарушителем, это способ, которым он дает знать обществу о своих нарушенных правах. И это может стать сигналом для начала реабилитации. Только в этом случае можно надеяться, что подобные проявления больше не повторятся
  4. Только комплексный социально-медико-психолого-педагогический подход к реабилитации несовершеннолетних и семей группы «социального риска» может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.

Основная цель работы с несовершеннолетними в условиях круглосуточного пребывания - обеспечение успешной социальной интеграции воспитанников после прохождения курса реабилитации в нормально развивающуюся биологическую семью.

Работа в данном направлении строится в тесном социальном партнерстве с субъектами профилактики в рамках индивидуального комплексного сопровождения детей, нуждающихся в социальном обслуживании, в единстве четырех составляющих:

- комплексное обследование и социальная диагностика детей и их семей, имеющих проблемы различного характера;

- проектирование и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации;

- оценка реабилитационного эффекта и прогнозирование дальнейшего развития ситуации;

- постреабилитационное сопровождение семей и детей.

Основные принципы работы специалистов учреждения с несовершеннолетними:

  • гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей;
  • личностный подход - учет индивидуальных особенностей ребенка, защиты создавшихся доверительных отношений;
  • культурологический принцип - вхождение человека в культуру как в среду, где происходит формирование его самобытного образа. Поощрение ребенка за участие в делах Центра без принуждения;
  • принцип целостности жизнедеятельности и воспитания - достижение целостного развития личности ребенка;
  • принцип развивающего общения - принятие одним человеком другого, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть. Ребенок должен сам захотеть делать то, что делают другие дети. Торопить ребенка нельзя, необходимо работать с ним в соответствии с его темпом адаптации к условиям Центра;
  • принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка. Предъявить требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть сильные и слабые его стороны, понимать его и помогать ему. В то же время принятие ребенка со стороны специалиста выражается доброжелательным отношением, вниманием и теплотой.

Основные принципы работы специалистов учреждения с родителями/законными представителями:

  • развитие ребенка в домашних условиях является наилучшим;
  • ребенок нуждается в стабильности отношений (любое перемещение для ребенка является стрессом);
  • для ребенка важно наличие отношений «родитель - ребенок»;
  • каждая семья может и имеет право нуждаться в помощи;
  • у семьи должна быть возможность выбора необходимой ей помощи;
  • работа с семьей должна по возможности проводиться в условиях, приближенных к домашним;
  • помещение ребенка в учреждение необходимо, если родители, несмотря на помощь, не в состоянии обеспечить безопасность ребенка в семье.