Умения, формирующиеся у ребёнка до 3 лет

В период от года до трёх – огромная веха в развитии вашего ребёнка. В это время он становится совсем большим, самостоятельным человеком. Рассмотрим подробнее, какие социальные умения формируются у малыша в этот возрастной период.

 

 

 

В 1 МЕСЯЦ РЕБЁНОК

  • Может несколько секунд удерживать головку.
  • Слегка поднимает головку, стараясь оглядеться вокруг.
  • Смотрит на разговаривающего с ним человека.
  • Умеет фиксировать взгляд.
  • Следит за игрушкой.
  • Поворачивает голову на звук.

В 2 МЕСЯЦА РЕБЁНОК

  • Ловит ваш взгляд.
  • Улыбается разговаривающему с ним человеку.
  • Лёжа на животе уверенно поднимает голову на 45 градусов.
  • Следит взглядом за двигающимся человеком.
  • Появляются первые звуки «лепета»
  • Пытается удерживать в руке погремушки.

В 3 МЕСЯЦА РЕБЁНОК

  • Умеет удерживать головку в горизонтальном и вертикальном положении.
  • Хорошо контролирует положение головы.
  • Рассматривает игрушку, которая находится у него в руке.
  • Появляется интерес к окружающим, узнает маму и папу.
  • Громко и весело смеётся.
  • Ориентируется на голос, может определить местоположение говорящего человека.
  • Упирается ножками, находясь в вертикальном положении.

В 4 МЕСЯЦА РЕБЁНОК

  • Захватывает игрушки, играет с ними.
  • Увеличивает количество звуков, использует их в «разговоре» со взрослыми.

 

  • Может поворачиваться со спины на живот.
  • Лёжа на животе, приподнимается, опираясь на ладони.

В 5 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Сопровождает свои действия лепетом.
  • Повторяет звуки, подражая взрослому.
  • Улавливает интонацию говорящего.
  • Точно схватывает предметы, даже одной рукой.
  • Перекладывает игрушки из руки в руку.
  • Переворачивается с живота на спину и обратно.
  • Лёжа на животе, приподнимается, отрывая от поверхности грудь и часть живота.
  • Брыкается.
  • Хорошо знает маму и папу, отличает их от других людей.

В 6 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Сидит без посторонней помощи.
  • Произносит слоги ма, па, ба и т.д.
  • Берёт вторую игрушку, не бросая первую.
  • Любит играть с шуршащими предметами.
  • Сам удерживает бутылочку.
  • Пьёт из чашки, если взрослый поднесёт её к губам.
  • Тянет ручки, просясь на руки.
  • При поддержке в вертикальном положении может переступать ножками.

В 7 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Сидит ровно, может наклоняться и выпрямляться.
  • Подолгу рассматривает свое отражение в зеркале.
  • Имитирует действия и звуки взрослого.
  • Откликается на имя.
  • Сжимает губы и качает головой, когда не хочет есть.
  • Отчётливо узнаёт близких людей, боится чужих.

В 8 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Свободно и быстро ползает.
  • Понимает запрет.
  • Отталкивает руку мамы, если она хочет выполнить нежелательное действие, например вытереть нос.
  • Произносит звукосочетания типа дай-дай-дай, та-та-та.
  • Повторяет за взрослыми движения (хлопает в ладоши, качает головой, машет «до свидания» и т.д.).
  • Встаёт в кроватке, держась за прутья.
  • Следит за движущимися фигурами в телевизоре.
  • Проявляет интерес к животным.
  • Реагирует мимикой и звуками на музыку, новые игрушки и предметы.

В 9 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Уверенно стоит, держась за опору.
  • Ходит, держась за опору.
  • Карабкается на мебель (кресло, диван, стул).
  • Совершает действия с игрушками (рассматривает, катает, перебирает).
  • Прячет руки если не хочет чего-то делать.
  • Звуками выражает своё отношение к происходящему.
  • Понимает слова нельзя, дай, брось, иди сюда и т.п.

В 10 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Ходит, держась за одну руку.
  • Поднимается и пытается стоять без опоры.
  • Может взять маленький предмет (шарик, горошину).
  • Снимает кольца с пирамидками.
  • Знает по имени близких людей, показывает на картинках окружающие предметы и животных.
  • Привлекает внимание взрослого, теребя его одежду.
  • Берёт и отдает предметы по просьбе взрослого.
  •  Пытается выразить свои желания с помощью звуков.

В 11 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Складывает игрушки в коробку.
  • Составляет вместе 2 кубика, делая «башню».
  • Листает и рассматривает книжку.
  • Бросает игрушки и просит, чтобы их подняли.
  • Самостоятельно садится, встаёт, нагибается, пытается ходить.
  • Произносит первые слова (мама, папа, баба, деда и т.п.).
  • Показывает пальцем части лица.
  • Хорошо ориентируется в комнате.

В 12 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Самостоятельно ходит.
  • Владеет указательным жестом.
  • Произносит и придумывает отдельные слова, называет словами-метками предметы.
  • Выполняет действия по просьбе взрослого (приносит игрушки, залезает и слезает и дивана, нажимает на кнопки и т.п.).
  • Играет рядом с другими детьми, но не вместе с ними.

 

1 ГОД 3 МЕСЯЦА РЕБЁНОК

  • Может пройти 5-10 метров.
  • Воспроизводит показанные взрослым действия.
  • По просьбе даёт названные предметы.
  • Произносит часто слышимые, несложные слова.
  •  Сопровождает свои действия «речью»: лепетом и словами.

1 ГОД 6 МЕСЯЦА РЕБЁНОК

  • Понимает смысл целых предложений.
  • Начинает повторять фразы.
  • Понимает изображение предметов и действий.
  • Облегчение слова начинает заменять правильными (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака и т.п.).
  • Проявляет интерес к другим детям, их действиям и игрушкам.
  • Играет рядом с другими детьми, параллельно с ними.

1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК

  • Легко произносит слова и предложения.
  • Различает и называет основные цвета.
  • Понимает несложный сюжет картинки.
  • Во время игры обозначает словами свои действия.
  •  Полностью владеет основными правилами гигиены.

2 ГОДА РЕБЁНОК

  • Речь становится средством общения: ребёнок может задавать вопросы, использовать прилагательные и местоимения.
  • Появляются первые сюжетные игры и игрушками, ребёнок пытается  играть вместе с другими детьми, однако пока не использует единый игровой сюжет.
  • Рисует на бумаге штрихи и закруглённые линии.
  • Рассказывает несложные стихи (четверостишия).

 2-2,5 ГОДА РЕБЁНОК

  •  Совершенствуется точность движения рук.
  • Становится богаче и выразительней мимика.
  • Речь используется не только как средство общения, но и как средство познания окружающего мира.
  • Задает вопросы: «Как?», «Где?», «Зачем?», «Почему?».
  • Ребёнок легко запоминает и с удовольствием рассказывает стихи и поёт песенки.
  • Трудно сосредоточивается на однообразной, скучной деятельности, в процессе увлекательной игры долго может оставаться внимательным.
  • В игре использует предметы не по их прямому назначению, проявляет фантазию.
  • Обозначает свои действия словами.
  • Для запоминания нового движения или действия малышу достаточно 1-2 объяснений или показов.
  • Начинает проявлять интерес к мультфильмам и детским телепередачам.
  • Начинает проявлять самостоятельность в выборе своих действий.

2,5-3 ГОДА  РЕБЁНОК

  • Без специального заучивания может воспроизвести ранее услышанные стихи и песенки.
  • Говорит сложными предложениями.
  • Понимает рассказ взрослого о событиях, которые не происходили при его личном опыте.
  • Рассказывает об увиденном несколькими предложениями.
  • По вопросам передаёт содержание прочитанных сказок и историй.
  •  С удовольствием рисует, лепит  из пластилина.
  • Проявляет упорство в выборе интересующего занятия, отказывается выполнять то, что не хочет.
  • Самостоятельно рассматривает картинки в книжках, пытается «читать» по памяти, пересказывая содержание рассказа или сказки.
  • Осознаёт себя, отделяя от окружающих взрослых.
  • Начинает говорить о себе в первом лице, употребляя местоимения: я, мой, мне ит.п.
  • Фантазирует, переносит на себя увиденные или услышанные события и рассказывает о них, как будто это случилось с ним самим.
  • Хорошо запоминает различные события (особенно эмоционально окрашенные), может вспомнить и рассказать то, что было несколько месяцев назад.