Умения, формирующиеся у ребёнка до 3 лет
В период от года до трёх – огромная веха в развитии вашего ребёнка. В это время он становится совсем большим, самостоятельным человеком. Рассмотрим подробнее, какие социальные умения формируются у малыша в этот возрастной период.
В 1 МЕСЯЦ РЕБЁНОК
- Может несколько секунд удерживать головку.
- Слегка поднимает головку, стараясь оглядеться вокруг.
- Смотрит на разговаривающего с ним человека.
- Умеет фиксировать взгляд.
- Следит за игрушкой.
- Поворачивает голову на звук.
В 2 МЕСЯЦА РЕБЁНОК
- Ловит ваш взгляд.
- Улыбается разговаривающему с ним человеку.
- Лёжа на животе уверенно поднимает голову на 45 градусов.
- Следит взглядом за двигающимся человеком.
- Появляются первые звуки «лепета»
- Пытается удерживать в руке погремушки.
В 3 МЕСЯЦА РЕБЁНОК
- Умеет удерживать головку в горизонтальном и вертикальном положении.
- Хорошо контролирует положение головы.
- Рассматривает игрушку, которая находится у него в руке.
- Появляется интерес к окружающим, узнает маму и папу.
- Громко и весело смеётся.
- Ориентируется на голос, может определить местоположение говорящего человека.
- Упирается ножками, находясь в вертикальном положении.
В 4 МЕСЯЦА РЕБЁНОК
- Захватывает игрушки, играет с ними.
- Увеличивает количество звуков, использует их в «разговоре» со взрослыми.
- Может поворачиваться со спины на живот.
- Лёжа на животе, приподнимается, опираясь на ладони.
В 5 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Сопровождает свои действия лепетом.
- Повторяет звуки, подражая взрослому.
- Улавливает интонацию говорящего.
- Точно схватывает предметы, даже одной рукой.
- Перекладывает игрушки из руки в руку.
- Переворачивается с живота на спину и обратно.
- Лёжа на животе, приподнимается, отрывая от поверхности грудь и часть живота.
- Брыкается.
- Хорошо знает маму и папу, отличает их от других людей.
В 6 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Сидит без посторонней помощи.
- Произносит слоги ма, па, ба и т.д.
- Берёт вторую игрушку, не бросая первую.
- Любит играть с шуршащими предметами.
- Сам удерживает бутылочку.
- Пьёт из чашки, если взрослый поднесёт её к губам.
- Тянет ручки, просясь на руки.
- При поддержке в вертикальном положении может переступать ножками.
В 7 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Сидит ровно, может наклоняться и выпрямляться.
- Подолгу рассматривает свое отражение в зеркале.
- Имитирует действия и звуки взрослого.
- Откликается на имя.
- Сжимает губы и качает головой, когда не хочет есть.
- Отчётливо узнаёт близких людей, боится чужих.
В 8 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Свободно и быстро ползает.
- Понимает запрет.
- Отталкивает руку мамы, если она хочет выполнить нежелательное действие, например вытереть нос.
- Произносит звукосочетания типа дай-дай-дай, та-та-та.
- Повторяет за взрослыми движения (хлопает в ладоши, качает головой, машет «до свидания» и т.д.).
- Встаёт в кроватке, держась за прутья.
- Следит за движущимися фигурами в телевизоре.
- Проявляет интерес к животным.
- Реагирует мимикой и звуками на музыку, новые игрушки и предметы.
В 9 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Уверенно стоит, держась за опору.
- Ходит, держась за опору.
- Карабкается на мебель (кресло, диван, стул).
- Совершает действия с игрушками (рассматривает, катает, перебирает).
- Прячет руки если не хочет чего-то делать.
- Звуками выражает своё отношение к происходящему.
- Понимает слова нельзя, дай, брось, иди сюда и т.п.
В 10 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Ходит, держась за одну руку.
- Поднимается и пытается стоять без опоры.
- Может взять маленький предмет (шарик, горошину).
- Снимает кольца с пирамидками.
- Знает по имени близких людей, показывает на картинках окружающие предметы и животных.
- Привлекает внимание взрослого, теребя его одежду.
- Берёт и отдает предметы по просьбе взрослого.
- Пытается выразить свои желания с помощью звуков.
В 11 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Складывает игрушки в коробку.
- Составляет вместе 2 кубика, делая «башню».
- Листает и рассматривает книжку.
- Бросает игрушки и просит, чтобы их подняли.
- Самостоятельно садится, встаёт, нагибается, пытается ходить.
- Произносит первые слова (мама, папа, баба, деда и т.п.).
- Показывает пальцем части лица.
- Хорошо ориентируется в комнате.
В 12 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Самостоятельно ходит.
- Владеет указательным жестом.
- Произносит и придумывает отдельные слова, называет словами-метками предметы.
- Выполняет действия по просьбе взрослого (приносит игрушки, залезает и слезает и дивана, нажимает на кнопки и т.п.).
- Играет рядом с другими детьми, но не вместе с ними.
1 ГОД 3 МЕСЯЦА РЕБЁНОК
- Может пройти 5-10 метров.
- Воспроизводит показанные взрослым действия.
- По просьбе даёт названные предметы.
- Произносит часто слышимые, несложные слова.
- Сопровождает свои действия «речью»: лепетом и словами.
1 ГОД 6 МЕСЯЦА РЕБЁНОК
- Понимает смысл целых предложений.
- Начинает повторять фразы.
- Понимает изображение предметов и действий.
- Облегчение слова начинает заменять правильными (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака и т.п.).
- Проявляет интерес к другим детям, их действиям и игрушкам.
- Играет рядом с другими детьми, параллельно с ними.
1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК
- Легко произносит слова и предложения.
- Различает и называет основные цвета.
- Понимает несложный сюжет картинки.
- Во время игры обозначает словами свои действия.
- Полностью владеет основными правилами гигиены.
2 ГОДА РЕБЁНОК
- Речь становится средством общения: ребёнок может задавать вопросы, использовать прилагательные и местоимения.
- Появляются первые сюжетные игры и игрушками, ребёнок пытается играть вместе с другими детьми, однако пока не использует единый игровой сюжет.
- Рисует на бумаге штрихи и закруглённые линии.
- Рассказывает несложные стихи (четверостишия).
2-2,5 ГОДА РЕБЁНОК
- Совершенствуется точность движения рук.
- Становится богаче и выразительней мимика.
- Речь используется не только как средство общения, но и как средство познания окружающего мира.
- Задает вопросы: «Как?», «Где?», «Зачем?», «Почему?».
- Ребёнок легко запоминает и с удовольствием рассказывает стихи и поёт песенки.
- Трудно сосредоточивается на однообразной, скучной деятельности, в процессе увлекательной игры долго может оставаться внимательным.
- В игре использует предметы не по их прямому назначению, проявляет фантазию.
- Обозначает свои действия словами.
- Для запоминания нового движения или действия малышу достаточно 1-2 объяснений или показов.
- Начинает проявлять интерес к мультфильмам и детским телепередачам.
- Начинает проявлять самостоятельность в выборе своих действий.
2,5-3 ГОДА РЕБЁНОК
- Без специального заучивания может воспроизвести ранее услышанные стихи и песенки.
- Говорит сложными предложениями.
- Понимает рассказ взрослого о событиях, которые не происходили при его личном опыте.
- Рассказывает об увиденном несколькими предложениями.
- По вопросам передаёт содержание прочитанных сказок и историй.
- С удовольствием рисует, лепит из пластилина.
- Проявляет упорство в выборе интересующего занятия, отказывается выполнять то, что не хочет.
- Самостоятельно рассматривает картинки в книжках, пытается «читать» по памяти, пересказывая содержание рассказа или сказки.
- Осознаёт себя, отделяя от окружающих взрослых.
- Начинает говорить о себе в первом лице, употребляя местоимения: я, мой, мне ит.п.
- Фантазирует, переносит на себя увиденные или услышанные события и рассказывает о них, как будто это случилось с ним самим.
- Хорошо запоминает различные события (особенно эмоционально окрашенные), может вспомнить и рассказать то, что было несколько месяцев назад.