Технологии работы
Реабилитационные технологии работы с несовершеннолетними:
- Технология формирования у подростков из семей, находящихся в социальной опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, высокой степени готовности к семейной жизни –это комплексный подход по формированию представлений о качестве родительства у подростков, включает в себя четыре модуля воздействия:
- первый модуль посвящен информированию подростков о нормативных регулятивах брачных отношений, функциях семьи, динамике семейных отношений и возможных проблемах взаимодействия, возникающих на различных этапах, а также об организациях, оказывающих психологическую и консультативную помощь семье;
- второй модуль касается формирования ценностей здорового образа жизни, обсуждения вопросов начала половой жизни и ответственности;
- третий модуль посвящен развитию свойств и качеств личности подростков, необходимых для их успешной самореализации в семейной сфере, моделирование личностного образа семьянина в соответствии с общечеловеческими идеалами и реалиями сегодняшнего времени;
- четвертый модуль нацелен на обучение подростков необходимым для самостоятельной жизни социально-бытовым умениям и навыкам, в том числе навыкам кулинарии, ведения домашнего хозяйства, а также информирования их о существующих у различных народов семейных традициях, праздниках и обрядах.
- Технология профессиональной ориентации подростков группы «социального риска»- выявление интересов и склонностей к той или иной профессии, развитие способности к осознанному выбору профессии. Инновационность данной технологии заключается в том, что профориентация рассматривается не как процесс формирования элементарной мотивации к работе и овладения знаниями о мире профессий, а как эффективный метод согласования эмоциональных, ценностных, когнитивных (познавательных) аспектов принятия решения относительно выбора профессии, когда принятое решение запускает все душевные силы несовершеннолетних.
- Технология медиации - примирение конфликтующих сторон среди воспитанников, проходящих реабилитацию в учреждении, их родителей (лиц их заменяющих), сотрудников учреждения. Технология предназначена для несовершеннолетних старше 11 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, склонных к конфликтам вследствие несформированности у них навыков общения, взаимодействия с другими людьми, культурных форм завоевания авторитета.
Работа по разрешению конфликта происходит в три этапа:
- предварительная встреча с каждой из сторон конфликта;
- примирительная встреча;
- последующая работа по ресоциализации (восстановлению позитивных социальных связей).
Продолжительность одной встречи не превышает 60 мин. Число примирительных встреч может увеличиваться. Посредник (медиатор) вправе проявлять самостоятельность в выборе методов работы.
Основные принципы восстановительного процесса:
- добровольность участия;
- информированность сторон;
- нейтральность медиатора;
- конфиденциальность;
- ответственность сторон и медиатора;
- заглаживание вреда обидчикам.
- Технология предупреждения девиантного поведения, направленная на повышение устойчивости личности подростка к влиянию неблагоприятных факторов, вызывающих отклоняющееся поведение. В основе технологии лежит организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности, учет возрастных, половых и социальных характеристик несовершеннолетнего. Работа по данной технологии предполагает:
- массовость (приоритет групповых форм работы);
- позитивность информации;
- минимизация негативных последствий;
- личная заинтересованность и ответственность участников;
- максимальная активность личности;
- устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).
- Технология профилактика химической зависимости подростков с аддитивным поведением - это опосредованная попытка проведения вторичной профилактической работы, основная цель которой – мотивация подростков на прохождение курса лечения и реабилитации в наркологическом диспансере.
- Технология работы с детьми-инвалидами:
- «Я умею. Я могу» - интегративный курс по социально-бытовому ориентированию, ознакомлению с окружающим миром, обучению обслуживающему и хозяйственно-бытовому труду, гарденотерапии. Основная цель курса – целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих, формирование для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности. Преобладающие методы работы: моделирование жизни семьи, демонстрация, личный пример, объяснение, инструктаж.
- «Волшебный мир игрушек» - интегративный курс лекотерапии, ориентированный на создание эмоционально-положительной развивающей среды для осуществления деятельности по развитию и социальной адаптации детей-инвалидов. Программный материал строится на следующем базовом принципе: любой человек начинает свою жизненную деятельность, познание с игры. Игрушки или игровые предметы помогают ребенку удовлетворить потребность осознания окружающих явлений и событий, эмоционально-психологического восприятия и отношения. Основная реабилитационная направленность – развитие психических сенсорных функций, тренинг эмоций, снятие зажимов, расширение спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта, ориентация в пространстве, профориентация, апробирование социальных ролей.
- «Путешествие в мир звуков и красок» - интегративный курс музыкотерапии, арттерапии. программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи и взаимовлияния различных видов искусства как граней отражения действительности в художественных образах: музыки, ритмики, изобразительного искусства.
- Технология «Дети – волонтеры»
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
- Технологии работы с несовершеннолетними жертвами и со-жертвами семейного насилия:
- консультирование – эффективно в случае единичного факта насилия и относительно незначительных последствий. Основная цель – уменьшение и ликвидация травматических переживаний;
- гештальт-терапия (техники: «Замена вопросов на утверждения», «Пустой стул», «Я обижаюсь, я требую, я благодарен», «Формирование уверенности» и т.д.) – работа с личностной биполярностью, которая особенно ярко проявляется у детей в ситуации посттравматического стресса;
- техники направленной визуализации образа – изменение эмоционального состояния ребенка от напряжения и тревоги к безмятежности и расслабленности;
- рисуночная терапия – установление контакта с ребенком, переживание инсайта, разрешение эмоциональных конфликтов;
- психологический тренинг – активные методы, которые используются с целью формирования навыков самопознания и
саморазвития для достижения желаемых эффектов;
- техника работы с эмоциями - помощь несовершеннолетнему, ставшему жертвой насилия, в открытом выражении чувств по отношению к обидчику, выходе из эмоционального замешательства и определении своего отношения к реальным событиям.
- Технология клубной работы с детьми и подростками -формирование и развитие у воспитанников социальной компетентности, объединяющей единой целью и задачами более 40 программ узких специалистов центра (социальных педагогов, воспитателей, учителей-дефектологов, инструкторов по труду) по следующим направлениям:
- «Я + труд» - детям первоначально прививается понятие «дом-труд», далее происходит формирование и коррекция представлений воспитанников об отношениях «ребенок-труд» при непосредственном сотрудничестве со взрослыми;
- «Я + здоровый образ жизни» - укрепление физического здоровья детей, повышение потенциала здоровья, формирование культурно-гигиенические навыков, навыков питания и умения управлять своими эмоциями, проведение профилактики травматизма, злоупотребления табаком, алкоголем, ПАВ, половое воспитание, а также воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию ответственности за свое собственное здоровье;
- «Я + общество» - максимальное вовлечение детей в социально значимую социокультурную, экскурсионно-просветительскую деятельность;
- «Я + семья + дом» - беседы, практические занятия, игры, викторины, в ходе которых воспитанники знакомятся с основными понятиями и возможностями кулинарии.
Реабилитационные технологии работы с семьями:
- Технология поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, требующих постоянного ухода и присмотра.
Основные задачи:
- предоставление на безвозмездной основе услуг по присмотру за ребенком-инвалидом специалистами Службы до 3 (трех) часов в день;
- организация деятельности по присмотру за детьми - инвалидами, предоставление детям-инвалидам социально-педагогических, социально-психологических и социально-бытовых, социально-медицинских услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
- предоставление родителями (законным представителям), воспитывающим детей-инвалидов, требующих постоянного ухода и присмотра, возможности иметь свободное время для решения личных и семейных проблем, оформления необходимых документов и т.д.
Виды работ:
- присмотр за ребенком в домашних условиях;
- сопровождение мамы с ребенком на какое-либо мероприятие;
- исполнение роли курьера.
- Технология организации деятельности клуба для родителей, воспитывающих детей до 3 лет, входящих в группу риска отказа от ребенка, «Колыбель надежды» -развитие у родителей активной позиции в вопросах воспитания и развития детей; обеспечение детям полноценного сенсорного развития; первичная профилактика социального сиротства. Технологический процесс
функционирования клуба «Колыбель надежды»:
- подготовительный этап: организационная встреча с родителями, на которой они получают общее представление о клубе, целях и задачах занятий. Здесь же решаются вопросы по сбору документов, оговариваются условия, цели и правила пребывания взрослого;
- основной этап: организация социально-реабилитационного процесса, включающего групповую и индивидуальную работу с ребенком и родителями; организация и проведение коррекционно-развивающих занятий; динамическое наблюдение учителя-дефектолога, психолога, социального педагога;
- заключительный этап: сравнительно-сопоставительный анализ итогов индивидуального сопровождения и групповой работы по направлениям каждого специалиста.
- Технология «Активная поддержка родительской роли»- оказание помощи семье на стадии возникновения проблемы, стимулирование членов семьи и их ближайшего окружения по изменению сложившейся ситуации, а также на максимальную мобилизацию ресурсов самой семьи. Это комплексная модель, интегрирующая психологические методы, методы педагогического воздействия, средства культурно-досуговой работы с населением, юридическое и социальное консультирование, неназидательные свободные формы подачи информации. Родители являются активными субъектами деятельности, поэтому основная задача при использовании данной технологии состоит в том, чтобы дать родителям необходимые знания, умения, навыки при помощи детско-родительских ролевых игр, мастер-классов, тематических праздников семейных вечеров и т.д.
- Технология «Школа для родителей»- обучение родителей необходимым теоретическим и практическим знаниям по воспитании детей с целью их максимальной интеграции в общество. Работа с родителями основывается на принципах обучения взрослых: опора на опыт обучающегося, сосредоточенность на вопросах воспитания и социализации, элективность, системность, обучения, сочетания репродуктивных и продуктивных начал в нем, практикоориентированность занятий с родителями, целенаправленность, планомерность, учет интересов семьи, соблюдение принципов этики, деонтологии, контроля за результатами и корректировки взаимодействия с семьей.
- Технология организации женского клуба
По роду своей деятельности мы чаще всего встречаемся и общаемся с женщинами, которые в суматохе повседневной жизни, работе, домашних и семейных проблемах замыкаются в себе. А женщинам нужно общаться – это их основная базовая потребность: разговаривать подолгу и на различные темы, находить что-то общее и делиться полезной информацией. А еще нам, женщинам, нужна поддержка, которую мы находим в разговорах и встречах друг с другом. Вот мы и решили стать таким вот проводником в мир общения. Мы постараемся не загружать вас принятой для государственных учреждений обучающей информацией. У нас вы не найдете долгих и нудных рассуждений о правильности воспитания и т.д. Это будет своеобразный клуб по интересам: открытие секретов красоты и новинок моды, поддержание прекрасного внешнего вида, подготовка к праздникам, флористика и т.д. Наши встречи мы планируем организовывать один раз в месяц. Если у молодых мамочек будет возникать вопрос: с кем оставить ребенка? наши специалисты на время встречи могут занять их в детской игровой комнате.