В БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии (ул. Гузовского, д. 26) учитель-дефектолог Ижендеева С. Г. проводит работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ранним аутизмом представляют весьма специфическую группу. У них наблюдаются расстройства процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формирования эмоциональных контактов с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации.
Причины:
- врожденная аномальная конституция;
- врожденные обменные нарушения;
- органические поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов;
- рано начавшийся шизофренический процесс.
К основным специфическим признакам аутизма относятся:
- уход в себя;
- нарушение коммуникативных способностей;
- проявления стереотипности в поведении;
- различные страхи и сопротивления к изменениям в окружающей обстановке;
- боязнь телесного, зрительного контактов;
- характерное, особое нарушение развития речи (эхолалия, рассказ о себе в третьем лице, нарушение звукопроизношения, темпа и плавности речи);
- раннее проявление патологий психического развития.
Аутизм – проявляется как отгороженность от мира. Стереотипность выражается в стремлении есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду, повторять одни и те же фразы и т. д. Попытки разрушить эти стереотипы вызывает у ребенка тревогу, агрессию, самоагрессию.
Дети, страдающие ранним детским аутизмом, начинают замыкаться в себе, становятся более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Наблюдается также уменьшение речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).
После 6 лет наступает наиболее сложный период с большим количеством проблем – самоизоляция, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессивностью. Особенно заметным становится задержка его психического развития, дезориентированность, негибкость, социальная наивность и неприспособленность к быту.
10:26