Когда мы говорим о пространственном восприятии, то прежде всего имеем в  виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей. Ребенок должен осознать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в нем. При этом пространство для ребенка делится на ближнее (имеются в виду те пространственные отношения, которые понимаются с помощью предлогов «на», «под», «рядом», «около») и дальнее.

Ориентировка в ближнем пространстве у детей формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем.

В первую очередь ребенок начинает правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Горизонтальное положение воспринимается в целом как положение «рядом», «около»,  и лишь постепенно уточняется, т.е. появляется восприятие таких отношений  как «справа», «слева», «за» (позади), «перед» (впереди). Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок воспроизводит по подражанию взрослому.

После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственное положение предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к заданиям, в которых нужно действовать по образцу, т.е. самостоятельно анализировать образец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей.

Сначала нужно предлагать ребенку такие ситуации, с которыми он уже встречался при подражании, затем схожие, а уж потом новые.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве листа бумаги. С этим связана подготовка к чтению и письму, умение читать карту, отражение объемного пространства на плоскости. Основа этих умений закладывается в дошкольном возрасте.

В первую очередь ребенок должен понять, что лист - это определенное ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ, середину и стороны. На бумаге можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенок должен научиться самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения как модель реального пространства, воссоздавать ее в действиях с реальными предметами.

Воспитанники БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии под руководством учителя-дефектолога Дрыкиной Л.В. овладевают этими непростыми умениями.

С помощью дидактических игр и упражнений дети  получают представление о том, что расположение  предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться. Ребята усваивают взаимное расположение предметов, которые могут заслонять друг друга, обозначают в речи их расположение «за», «перед»,         учатся моделировать пространственные отношения на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции, овладевают умением видеть в рисунке реальные отношения предметов, создавать конструкцию по рисунку-образцу, анализировать плоскостной образец, выделяя форму и величину частей  и их пространственное расположение.

 

02 декабря 2016
14:07