Занятия по развитию мелкой моторики рук

Занятия по развитию мелкой моторики рук

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе, в частности, к письму?

В  БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии (ул. Хузангая, 29А) учитель – дефектолог Дрыкина Л.В. проводит работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по одному из аспектов этой проблемы - развитию мелкой моторики рук и координации движений пальцев.

Мелкая моторика – это способность человеческих пальцев и кистей выполнять точные, мелкие движения, благодаря скоординированным действиям нервной, мышечной и костной систем. Иногда её называют ловкостью, которая состоит из множества разнообразных движений, от самых простых жестов до сложных манипуляций. Учёными уже давно доказано, что примерно треть площади коры головного мозга, которая отвечает за двигательную проекцию, занимает проекция именно кистей рук. Она расположена очень близко к речевой зоне, что позволяет утверждать об их связи. 
Мелкая моторика также взаимодействует  с  вниманием, мышлением, воображением, координацией, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью.

С целью укрепления рук, развития согласованности  их движений и отличительных движений всех пальцев  педагог использует  следующие средства: массаж и самомассаж кистей рук и пальцев; пальчиковую гимнастику; игры с крупой, пуговицами, бусинками; графические упражнения и штриховку;  игры с веревочкой, шнуровкой; конструкторы  LEGO, мозаику,  а также игры с пластичными материалами, рисование  и аппликацию.

Задания-игры и упражнения  проводятся в игровой форме.  Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Задания  выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания носят спокойный, доброжелательный характер.

Во время занятий учитываются  индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.  Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически,  помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы не только в первом классе, но и в дальнейшем.