Мастерская букв
Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». Если дети с 3 до 5 лет осваивают звуковую сторону речи, то уже с 6 лет они с большим интересом могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать.
В БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии учитель- дефектолог Дрыкина Л.В. с детьми старшего дошкольного возраста, а также с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в чтении и письме, проводит работу по развитию звуковой стороны речи, то есть развитию у детей навыков звукового анализа и синтеза; знакомству со знаковой системой языка (буквами); подготовке руки дошкольника к письму.
К упражнениям по обводке контуров предметов, штриховке добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам.
Детям предлагается выкладывать из палочек, веревочек и других материалов изучаемую букву, что помогает ребенку поддерживать устойчивое внимание к образу буквы, а стихотворный текст позволяет уточнить, из каких элементов состоит буква и как они расположены относительно друг друга.
Такие игры-упражнения помогают детям быстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направленности их элементов.
Кроме того, в этой деятельности у детей тренируются движения пальцев рук, что активизирует работу коры головного мозга, особенно речевые зоны.